Почему следует выбрать третейский суд, в чем его преимущества перед государственными судами…
Третейский суд, будучи одним из старейших средств мирного разрешения споров, а в России такие суды действовали еще в 19 веке и в советское время, является инструментом добровольно выраженного согласия спорящих сторон передать свой спор на рассмотрение третьей стороне, решение которой является обязательным для сторон спора.
Деятельность третейских судов в Российской Федерации установлена Федеральным Законом от 24 июля 2002 года № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации», в соответствие с которым в третейский суд по соглашению сторон третейского разбирательства может передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии со ст. 11 Гражданского Кодекса РФ, третейский суд является одной из форм судебной защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав. Гражданско-процессуальный и Арбитражно-процессуальный кодексы Российской Федерации предусматривают передачу на разрешение третейского суда любого спора, вытекающего из гражданских правоотношений, подведомственных суду общей юрисдикции или арбитражному суду.
Данный принцип защиты прав личности получил свою реализацию путем регулирования возможности физических и юридических лиц обратиться к негосударственному органу, защищающему их права, а роль государства — создание механизма, позволяющего получить эту защиту от третейского суда, обеспеченную силой государственного принуждения, и сформировать механизм контроля за рассмотрением дел третейскими судами, позволяющий не допустить нарушения гражданских прав.
Мировой опыт свидетельствует о высочайшей эффективности негосударственной формы разрешения споров, поэтому предприниматели зачастую предпочитают обращаться в негосударственные суды, которые не входят в государственную судебную систему. Например, только в США около 80% всех экономических споров в предпринимательской сфере рассматриваются при помощи негосударственных арбитражей и посредников.
Cуммируя опыт различных третейских судов, для большинства из них можно выделить следующие преимущества третейского разбирательства по сравнению с обычной судебной процедурой:
Существенно меньший срок с момента подачи искового заявления до момента вынесения решения. При обращении в третейский суд этот срок составляет в среднем 6 -30 дней, в то время как в государственном суде этот срок составляет от 45 дней и более. С учетом апелляционного и кассационного обжалования этот срок может увеличиться до 130-160 дней и более.
Гарантия исполнения решения третейского суда. Этот вопрос в наибольшей степени беспокоит стороны третейского разбирательства при принятии решения о передаче споров на рассмотрение третейского суда. Однако, следует понимать, что проблема исполнения решения третейского суда точно такая же как и при обращении в государственный суд. Дело в том, что в случае неисполнения ответчиком решения третейского суда, государственный суд выдает исполнительный лист на его принудительное исполнение, точно такой же, как и на свое собственное. Таким образом, с точки зрения гарантии исполнения, решение третейского суда не отличается от решения государственного суда, но при этом имеет некоторые уже описанные преимущества. Вероятность невыдачи исполнительного листа существует, но практика судов свидетельствует, что эти случаи крайне редки, и связаны, конечно, с дефектами самого решения.
Расходы меньше, чем в государственном суде, что в конечном итоге характеризует такой способ разрешения споров наиболее оптимальным для сторон спора.
Есть возможность предоставления сторонам спора отсрочки в уплате третейского сбора, и даже освобождения от такой уплаты, что особенно важно для истца находящегося в тяжелом финансовом положении или для организаций, которым необходимо подать одновременно большое количество исков, что приводит к изъятию из оборота значительных денежных средств.
Для стороны, находящейся в том же субъекте Федерации, что и третейский суд, и имеющей деловых партнеров в других регионах, очень важным моментом является то, что дело может рассматриваться именно в месте нахождения третейского суда, а не по месту нахождения ответчика, что исключает значительные накладные расходы истца на командировки и экономит время.
Возможность исполнения решения третейского суда на территории другого государства, что особенно важно для участников внешнеэкономических связей. Исполнить решение третейского суда за пределами России намного легче, чем решение государственного суда. Поскольку приведение в исполнение решения третейских судов регулирует Нью-Йоркская конвенция «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений», которую ратифицировали более 100 стран, включая страны бывшего СССР, а в случае с государственным судом необходимо наличие двустороннего договора о правовой помощи между странами, которые Россия заключила далеко не со всеми государствами.